Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Вдохновение по Камчатски


Вдохновение по Камчатски

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

https://upforme.ru/uploads/0004/8b/ec/6407/t396154.jpg

Предисловие: живу на Камчатке давно, с 1995 года (родилась в 1992г).

Пояснение, кто такой кутх:
Создатель мира:
В мифах Кутх часто предстаёт как создатель земли, людей, животных и других существ.
Прародитель человечества:
Кутх рассматривается как прародитель ительменов и коряков.
Покровитель охотников:
Кутх считается покровителем охотников северных народов.
Мудрец и трикстер:
В некоторых мифах Кутх предстаёт как мудрец и трикстер, участвующий в различных событиях и ситуациях.
Воплощение Ворона:
Кутх – это не просто персонаж, а воплощение самого Ворона, почитаемого на Дальнем Востоке.

_____

Тишина в голове Алины звенела громче океанского прибоя. Двадцать пять лет, а чувствовала себя выжатой, как осенняя морошка. Блокнот на коленях был усеян каракулями – не идеями, а жалкими попытками их изловить. "Графомания в чистом виде", – с горечью подумала она, отшвырнув блокнот на пустое пассажирское сиденье. Машина стояла на самом краю, где каменистый берег Камчатки обрывался в безбрежную, холодную синь Тихого океана. Сзади шумел хвойный лес, впереди – вечный, могучий, равнодушный океан.

"Что же делать?" – шептали губы, слизывая соленые брызги. – "Я сломлена. Сколько было хороших идей... а сейчас я словно глупая девчонка, у которой пустота в голове и графомания на листах". Кредит за машину, ремонт в квартире, одиночество, которое стало особенно гнетущим в эти дни творческого бессилия... Все смешалось в тяжелый ком под ложечкой.

В надежде, что величие природы прошибет ледяной панцирь вдохновения, она рванула к подножию одного из спящих великанов – Авачинского вулкана. Гуляла по склонам, где жесткие кусты шикши стелились ковром, а под ногами мягко похрустывал ягель, как древний пергамент. "Ещё и проблемы эти. Много проблем. Кредит, ремонт, а я ещё и одинока. И суженого нет, и руки пахнут графоманией..." – мысленно твердила она, но горы молчали, а вулкан дремал, укутанный облаками.

Вечером поднялась на смотровую площадку. Город Петропавловск-Камчатский лежал внизу, как игрушечный. Солнце, клонясь к закату, струилось золотом по улицам, зажигая огоньки в окнах, отражалось длинной дрожащей дорожкой в бухте. Город жил своей шумной, суетливой жизнью. Алина смотрела сверху вниз, погруженная в грустные мысли. Красота была, но не трогала, как картина за толстым стеклом.

На обратном пути, устало листая ленту в телефоне, она наткнулась на афишу: сегодня вечером, в Доме культуры, выступает "коритэв" – корякский ансамбль. Песнопения, танцы, настоящие бубны из оленьей кожи. Вход – смешные 500 рублей. "Ну что ж, – вздохнула Алина. – Хоть отвлечься. А вдруг эти шаманские напевы... что-то сдвинут? Или просто оглушат". Мысль о Кутхе мелькнула где-то на периферии сознания, как тень ворона.

Зал был полон, атмосфера вибрировала тихим ожиданием. И вот... Не было диктора, никаких представлений. Из-за кулис грянул удар в бубен – не просто звук, а удар в самое сердце, в солнечное сплетение. Гулкий, древний, словно голос самой земли. За ним – низкий, гортанный возглас: "Эйяаа-эээ..." – легкий, как ветер над тундрой, напев. И вдруг – пронзительный, очищающий девичий выкрик: "ЙЙЕХ!"

Алина вздрогнула, как от удара током. На сцену выплыли танцоры. Меховые кухлянки, расшитые бисером, плотные штаны, капоры, обрамляющие смуглые лица, мягкие торбаса из камуса. Они закружились в ритме бубна, который теперь бил непрерывно, мерно, гипнотически. Движения были плавными, как течение реки, и одновременно резкими, как взмах крыла. Голоса певцов сплетались в сложную, незнакомую мелодию – рассказ о тундре, о звере, о предках.

Алина замерла. Мир вокруг –  зал, стулья, стены – поплыл, растворился. Ее охватило ощущение полета. Большие, невероятно мягкие и теплые черные крылья обняли ее сознание, унося прочь от кредитов, протекающей крыши, пустого листа. Они понесли ее над Камчаткой, какой она была изначально, какой жила в легендах. Перед внутренним взором проносились:
Величественные вулканы, курящиеся в ледяном воздухе.
Богатые леса, где шелестел багульник и краснела брусника.
Могучие медведи, бредущие к нерестовым рекам.
Серебряные косяки лосося, преодолевающие пороги.
Кристально чистая вода родников, бьющая из-под земли.
Огромное, немыслимо близкое звездное небо полярной ночи.
Свирепые вьюги, завывающие в сопках.
Верные собаки, рвущиеся вперед в упряжке по белой целине.

И сквозь этот калейдоскоп первозданной мощи и красоты вездесущей тенью скользил Он. Кутх. Не как явный образ, а как присутствие. Огромный, мудрый Ворон. Она не слышала его голоса словами, но чувствовала его взгляд – древний, всевидящий, чуть насмешливый. Он парил рядом в этом вихре образов, будто сопровождал ее полет по самым сокровенным уголкам ее родной земли, ее собственной души. Его черное крыто касалось ее мыслей, не навязывая, а показывая: смотри, помни, откуда ты. Здесь твои корни. Здесь сила. Здесь истории, ждущие своего голоса.

Заключительный мощный удар в бубны. Резкий, как обрыв. Танцоры замерли. Зал взорвался аплодисментами. Алина очнулась, как от глубокого сна. Она сидела на краешке стула, пальцы впились в подлокотники, по щеке текла слеза, которую она не сразу осознала. В голове не было слов, только ощущение. Огромное, заполняющее все пространство внутри. Ощущение чистоты, мощи, древней тайны и... невероятной, щемящей красоты.

Молча, на автопилоте, она вышла из ДК, села в машину. Тихий вечерний город проплывал за окном, но она его почти не видела. Перед глазами все еще стояли меховые силуэты танцоров на фоне бескрайней тундры и вулканов, звучал гул бубна и тот пронзительный "ЙЙЕХ!". И сквозь все это – ощущение огромных черных крыльев и мудрого, внимательного взгляда.

Дома, не включая свет, Алина подошла к окну. Где-то над городом, на темнеющем небе, прокаркал ворон. Или ей почудилось? Неважно. Уголки ее губ сами потянулись вверх. В груди что-то сдвинулось, освободив место не для новой идеи, а для чего-то большего – для истории.

Она взяла чистый лист бумаги. Перо замерло над белизной, но теперь это была не пугающая пустота, а пространство для полета. Глаза Алины загорелись тем самым огоньком, которого не было так долго.

"Я напишу сказку, – тихо, но твердо сказала она темноте комнаты, и голос ее звучал уже без тени отчаяния. – Сказку про Кутха".

Отредактировано Virarr (12.06.2025 03:24:17)

+1

2

А вот, если приведённый в шапке текст поясняющий про кутха размазать по тексту, текст ощущался бы глубже.
Потому что сейчас это зарисовка эмоций, а так был бы рассказ про персонажа под соусом эмоциональной зарисовки.

P.S.

Дома, не включая свет, Алина подошла к окну.

Дома, не включив свет, Алина подошла к окну. - лучше. Не могу сказать почему. Просто лучше.

Отредактировано netricks (11.06.2025 11:33:29)

0

3

чувствовала себя выжатой, как осенняя морошка.
Я не понимаю, почему осенняя морошка должна чувствовать себя выжатой. Имхо лучше бы читалось "чувствовала сябя выжатой осенней морошкой". И непонятно, почему не клюква, брусника и любая другая ягода, которую можно выжать.

тяжелый ком под ложечкой.
Тоже неочевидное и редко используемое в жизни сравнение. Часто слышу "ком в горле" или "сосет под ложечкой". Но ком под ложечкой встречаю редко. Но, возможно, на Камчатке такая фраза в ходу.

Кредит, ремонт
Про кредит и ремонт мы уже знаем из предыдущего абзаца. Имхо, повторенее излишне.

Город Петропавловск-Камчатский
Имхо, здесь слово "город" ни к чему.

но не трогала, как картина за толстым стеклом.
Опять же, почему картина за толстым стеклом не должна трогать? Это относится к любой картине?

На обратном пути, устало листая ленту в телефоне
Разве она не за рулем? Как же она устало листает ленту? Или речь об обратном пути со смотровой?

Вход – смешные 500 рублей.
Не уверен, что для человека с кредитами и ремонтом даже эта сумма - смешная.

прошибет ледяной панцирь вдохновения
Я долго пытался представить себе этот самый панцирь и так и не понял, что это такое. Панцирь на ней, который не дает воссоединиться с вдохновением или панцирь на самом вдохновении, что еще более сложно нафантазировать...

Вот описание танца, звука бубна и Камчатки мне очень понравилось.
В целом здоровский рассказ.

+1

4

Virarr, здравствуйте) Текст ни о чем, так что сложно комментировать. Про графоманию вы хорошо заметили)) Смысла здесь очень мало.

Но есть и плюсы – мне понравились метафоры. Например:

Virarr написал(а):

руки пахнут графоманией

Virarr написал(а):

Город Петропавловск-Камчатский лежал внизу, как игрушечный.

Вообще говорят про писательский труд, что смысл важнее слов. Можно упаковать пустой смысл в самые красивые метафоры, и никто читать не будет. А можно – наоборот, и тогда это будет сильное произведение. Если удается соединить – то это комбо. Но это большая редкость.

0

5

Pupupidu написал(а):

Virarr, здравствуйте) Текст ни о чем, так что сложно комментировать. Про графоманию вы хорошо заметили)) Смысла здесь очень мало.
Но есть и плюсы – мне понравились метафоры. Например: Virarr написал(а):руки пахнут графоманиейVirarr написал(а):Город Петропавловск-Камчатский лежал внизу, как игрушечный.
            Вообще говорят про писательский труд, что смысл важнее слов. Можно упаковать пустой смысл в самые красивые метафоры, и никто читать не будет. А можно – наоборот, и тогда это будет сильное произведение. Если удается соединить – то это комбо. Но это большая редкость.

Здравствуйте
Спасибо, что прочитали текст и отметили некоторые метафоры. Однако, с вашим основным тезисом о том, что текст "ни о чем" и в нем "очень мало смысла", я категорически не согласна.
История Алины — это не просто набор красивых картинок. Это рассказ о глубоком творческом кризисе и экзистенциальной усталости, о попытке найти спасение в природе и, наконец, о прорыве через погружение в древнюю культуру и мифологию родного края. Ключевой смысл — в пробуждении связи с корнями, с духом места (Камчатки), которое и становится источником подлинного вдохновения, преодолевающего страх "графомании". Финал — решение писать сказку про Кутха — прямое следствие этого прорыва и обретения новой глубины.
Ощущение графомании у героини — это исходная точка ее кризиса, а не характеристика всего текста. Текст как раз о преодолении этого состояния.
Возможно, эти слои смысла (психологический, духовный, культурный) оказались для вас неочевидны, но это не значит, что их нет. Я писала о внутреннем путешествии и трансформации, а не о внешних событиях.
Спасибо за ваш взгляд, но я остаюсь при своем мнении о глубине заложенного в тексте посыла.

0

6

Мне тоже не показалось, что рассказ ни о чем.

0

7

Текст был (с моего понимания)про то, как молодая писательница, загруженная бытовухой, наконец обрела вдохновение.

Он мне понравился колоритом. Вроде мелочи, но когда от сердца про свою природу рассказывают, это мне почему-то ну очень нравиться. Тем более что безликие зелёная зелень и синяя синева для галочки уже в печёнках, а тут человеку описания хорошо даются.

Мне вот какая нестыковка видится.
Значит, вот у гг не было вдохновения, вот она сходила на концерт, вот оно появилось. О чём был концерт? О природе, о духе (во всех смыслах) Камчатки. Но вот в чём дело: гг окружена колоритом Камчатки и до концерта, и после. Есть пейзаж и красивые сравнения до концерта, и во время концерта тоже пейзажи и образы. Только до концерта они не вдохновляют гг, а после вдруг вдохновляют. И где гг обретает вдохновение, где слышит ворона? Дома, у окна, в логове бытовухи и одиночества.
«Красота была, но не трогала, как картина за толстым стеклом.» Вот напрягает. В литературном тексте это должно как-то отразиться, а не просто одним предложением декларироваться.

Думаю, с технической точки зрения, нужен контраст.
1. Под гнётом повседневности.
Пусть до концерта гг не замечает красот, пусть пейзаж (например который она видит за рулём машины), будет безликим - сосны, как сосны (пусть из машины не слышно, как они шумят), море, как море, серый город (но между прочим Петропавловск Камчатский). Гг поглощена бытовухой и с писательством не ладится, она не замечает красоты вокруг. Можно ещё погоду унылую подключить. Не получилось поездкой загород развеяться, едет на концерт уже без надежд, пусть хотя бы шумное выступление её оглушит.
2. Концерт. По впечатлением.
Но концерт её просто поражает. (Часть с концертом не нуждается в изменениях, только текст прилизать.) Возвращаясь домой, гг не думает о бытовухе, она всё ещё парит вместе с песней над Камчаткой.
3. Озарение и вдохновение.
И после этого всё другое, всё оживает «щемящей красотой». Пусть гг вернётся на побережье. Тут автор добьёт читателя описанием природы. Вот сюда ковёр из шикши и ягель, хрустящий как пергамент, шум сосен и океанский прибой. Идея рассказа только выиграет, если вдохновение прийдёт к ней на природе, а не у окна. И ворон тоже живёт не в окне среди кредитов и ремонтов, а на воле.

+1


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Малая проза » Вдохновение по Камчатски