Форум начинающих писателей

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Драматургия и психология. Комплексы, фобии, психотравмы


Драматургия и психология. Комплексы, фобии, психотравмы

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Появление этого текста вызвано насущной необходимостью довести до некоторых своих коллег собственные взгляды на ремесленные механизмы остросюжетной литературы. Пишущих по вдохновению, презирающих “планы” и “учебники”: нижеизложенное не касается.

Многие пишущие люди рано или поздно сталкиваются с тем, что их герой “зажил собственной жизнью”. То есть начинают осознавать, что мотивации описываемого ими персонажа перестают совпадать с авторским замыслом.
Эта проблема имеет несколько решений.
Можно изменить замысел, “подогнав” его на ходу к проявившейся  личности героя. Если персонаж достаточно яркий, то он может вытянуть книгу, но в таком случае историю вряд ли удастся привести к яркому и сильному финалу.
Можно “сломать” персонаж и заставить его действовать без оглядки на правдоподобную мотивацию поступков, но тогда герой получится “картонным”.
А лучше всего на этапе замысла разработать именно такой персонаж, который будет соответствовать рассказываемой истории и сможет довести ее до задуманного финала.

Как это сделать?

Психология - наука более точная, чем это можно себе представить. Опытный психолог в состоянии спрогнозировать поведение конкретного человека в конкретных обстоятельствах. Потому что реакции людей с определенным темпераментом, социальным положением, воспитанием и т.д. абсолютно предсказуемы.

Бидструп «Четыре темперамента»

http://www.bidstrup.ru/images/comicses/0305.gif

Иллюстрация - классический “тест”  на распознавание четырех типов человеческих темпераментов. Человек сидит на скамейке, положив рядом шляпу. На шляпу садится другой человек. Меланхолик начнет ныть. Флегматик пожмет плечами. Холерик вскинется и заорет. Сангвиник посмеется.

В жизни конечно все гораздо сложнее. Меланхолик может оказаться экстравертом, и через год у него и севшего на шляпу завяжется прибыльный бизнес. Сангвиник - только что ушедшим в запас по контузии контрактником  из “горячих точек” с пистолетом в кармане. Флегматик - главой организованной преступной группировки, ожидающим встречи с главным врагом … Тем не менее зная обстоятельства жизни и построив психологический портрет любого человека в конкретной ситуации можно определить его поведение с точностью до подпункта статьи гражданского или уголовного кодекса.

Остросюжетная литература описывает людей, находящихся в стрессовом состоянии. В стрессе человек еще более предсказуем чем в обычной жизни, так как его мотивами и поступками управляет подсознание. Если речь идет о привычной деятельности и привычной ситуации (солдат на войне, пожарник на пожаре), то человеком руководят НАВЫКИ. В непривычной ситуации, в особенности когда существует угроза жизни, человек попадает под воздействие ФОБИЙ и КОМПЛЕКСОВ.

Не влезая в дебри психологических теорий, дадим функциональные определения этих понятий в таком виде, в каком они существенны для драматургии.

Психологический комплекс - это эмоционально окрашенная совокупность установок, мотивов и представлений человека о самом себе, оказывающая существенное влияние на его поведение, на его развитие и функционирование психики, подсознательная установка на определенную модель поведения.
Наиболее распространенными комплексами являются комплекс неполноценности и комплекс вины.

В основе большинства комплексов лежат сексуальная невостребованность, неудовлетворенность социальным статусом, что выливается в переживания и-за внешности, “непрестижной” работы, марки машины, района проживания, круга знакомств и т.д.

Фобия - это психохимическое проявление комплексов, которое проявляется выделением определенных гормонов в ответ на определенные внешние факторы. В основном  фобии выражаются как сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.
Помимо страха-угнетения фобии могут также проявляться в более сильных формах - как непредсказуемое поведение (потеря способности мыслить логически и совершать осмысленные рациональные поступки), невроз, агрессия, истерика, полный уход в себя, категорический отказ от совершения каких-то достаточно тривиальных действий.

Самыми распространенными видами фобии являются агорафобия(боязнь высоты)  клаустрофобия(боязнь замкнутых пространств), ксенофобия.

Существует также большое число детских фобий, через которые проходят практически все люди в процессе взросления и становления психики. К их числу относится детская боязнь темноты.

Почему это важно?

Потому что на умелом использовании комплексов  и фобий делается вся хорошая коммерческая литература.

Любой триллер, ставший бестселлером, наполовину состоит из описания фобий.
Фабулы Стивена Кинга построены на детских фобиях.
В основе цикла о Гарри Поттере Джоан Роулинг лежат подростковые комплексы.
На чем построены “Сумерки” я не знаю, ибо не читал, но скорее всего там тоже задействованы фобии и комплексы.

Вы хотите иметь читателей столько же , сколько имеют Кинг и Роулинг? Изучайте азы психологии. Условие необходимое, хоть и недостаточное …

Теперь о главном. Что же является первопричиной возникновения комплексов и фобий?

Чаще всего , если верить Фрейду (а он знал…) это ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАВМА.

Психотравма -  вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов или острых эмоциональных, стрессовых воздействий на его психику.
В отличие от простого стресса, психотравма не проходит бесследно, а порождает комплекс.
Все психотравмы грубо можно разделить на “дестские” и “взрослые”

Фрейд считал что именно детские психотравмы полностью формируют личность человека.
Есть “стандартные” детские психотравмы, через которые проходят все - рождение, отлучение от груди, первое расставание с родителями (сдача няне или в детский сад). Есть детские психотравмы “нестандартные” - смерть близкого человека, насилие, тяжелая болезнь, катастрофа.

Чем тяжелее детская психотравма, тем паталогичнее личность взрослого.

Ганнибал Лектор из непревзойденной тетралогии Томаса Харриса в шестилетнем возрасте стал свидетелем того, как оголодавшие дезертиры съели его младшую сестру.

Взрослые психотравмы вызываются сильнейшей стрессовой ситуацией - смертельной угрозой, неблагополучием в личной жизни и т.д.

Через  тернии теории к звездам практики. Как использовать в тексте психотравмы, комплексы и фобии?

Комплекс с точки зрения драматургии это ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, преодоление которого и является фабулой повествования.

Однако не нужно думать, что вся эта психология годится только для артхаусной “психологической прозы”

Рассмотрим “простенький” пример: фильм “Крепкий орешек-1”, который в 1988 г. взорвал кинокассы.

Первые кадры - садится самолет. Пассажир(Брюс Уиллис) намертво вцепляется в подлокотник. Из диалога с соседом выясняется, что у него аэрофобия, боязнь полетов на самолете. После того, как самолет приземляется, герой забирает игрушку - огромного медвежонка. Такие игрушки выбирают люди, мало общающиеся с детьми и сам по себе подобный подарок (который везут с другого конца страны) - свидетельство комплекса вины перед ребенком.

Зритель не сохраняет в памяти эти эпизоды и не отдает себе отчет, что сценарист уже сформировал в его сознании полный профиль личности главного героя, мастерски играя на комплексах и фобиях. Чуть дальше зрителю рассказывают о том, какую же герой получил психотравму. Маклейн -  простой нью-йоркский полицейский, жена которого делает блестящую карьеру в крупной корпорации и вынуждена переехать в Лос-Анжелес. Комплекс социального статуса не позволяет Маклейну последовать за женой, он остается в Нью-Йорке, но разлука с ней и детьми вызывает у него психотравму (которая и проявляется как аэрофобия).

Собственно весь фильм посвящен тому, как Маклейн “спасая весь мир”, спасает одновременно и свою семью, а воссоединение с женой  приводит к победе над его комплексом вины. Именно поэтому фильм и выделился из ряда тривиальных боевиков и стал киноклассикой.

Другое дело что в последующих сериях сценаристы и продюсеры продолжали упорно использовать этот прием, но уже более топорно.

В качестве еще одного примера приведу опять же Харриса и его “Молчание ягнят”. Старлинг ловит маньяка, после чего у нее пропадает фобия, вызванная детской психотравмой (ей чудятся крики ягнят, когда она думает о том, что не смогла кого-то спасти)

Описание фобии, точнее ее проявления - очень эффективный прием для повышения напряженности сцены и раскрытия внутреннего состояния персонажа. Кроме того, фобия может быть использована как ключевой момент для сюжета.

Классическая завязка многих хороших триллеров - внешний толчок - включает детскую психотравму, которая возрождает забытую фобию. Пример - “Оно” Стивена Кинга. В фильме великолепно показано, как у пятерых героев, после того, как они по телефону узнают о возвращении “страшного клоуна-убийцы” - их детского ужаса,  включаются детские фобии, от которых они давно избавились. Один начинает заикаться, другой  хватается за “средство против астмы” ,  третий вскрывает себе вены.

Также психотравма-комплекс-фобия могут отлично использоваться для описания сюжетного поворота.

Пример. Несколько героев окружены врагами. Единственный путь спасения - тесный подземный ход. Неожиданно обнаруживается, что  одного из героев клаустрофобия и при попытке влезть в нору у него начинается неконтролируемая истерика. Как поведет себя он и его товарищи?

Очень часто авторы триллеров рассказывают о психотравме героя где-то в середине повествования, тем самым поясняя читателю его поведение и позволяя посмотреть на описанные ранее события под иным углом зрения.

Любой учебник по сценарной и прозаической драматургии говорит о том, что лучший способ для того чтобы создать яркий , живой персонаж - это показать как он изменяется. Собственно любая хорошая история - это история изменения героя.  Преодоление комплексов - самый емкий и эффективный способ, чтобы показать такое изменение.

Наиболее сильный эффект для зрителя и читателя достигается в том случае, если протагонист , одерживая победу над внешним врагом, одновременно разрешает свой внутренний конфликт и побеждает комплекс, вызванный психотравмой.

Итог.

Знание основ психологии и владение приемами для использования цепочки психотравма-комплекс-фобия, вооружают автора мощным и эффективным инструментом, который позволяет не только ярко раскрыть художественный замысел, но и добиться коммерческого успеха.

Раскрытие ключевых персонажей через психотравму делает его мотивы и поступки (особенно в критических ситуациях) естественными и убедительными, а это в свою очередь позволяет избежать потери контроля над собственным текстом.
©тырено у http://monfore.livejournal.com/264004.html

0

2

Хорошая тема.
Комплекс вины. Я не знаю, но зрители почему то любят когда автор сажает сильного мужика на вину , и тот весь фильм пытается освободиться от этого. Но в то же время, это я могу объяснить тем, что используется одна из двух линий - у героя есть баальшая проблема и ее надо решить. И это интригует. Вспомним ''Схватку'' и ''Воздушного маршала'' с Л.Нисоном. Там у него постоянно воспоминания о какихто трагедиях которые он хотел бы предотвратить, но оказался бессилен и это его преследовало. В ''маршале,, помимо того что он убил террористов, он спас девочку. Хотя это и выглядело картонно на мой взгляд.
''Скалолаз'' с Сталоне тоже комплекс вины.
''Сумерки'' не читал. Но смотрел. Да, на самом деле популярны не вампиры, а идея, дающая утешение миллионам подростков. Те, кто считает что популярны вампиры и бросается писать ''про вампиров'' не понимают психологию. Про вампиров куча фильмов, но не всякий становится популярным. В  Сумерках же заложена невротическая конструкция идеального образа. Белла хочет стать другой по сути. Ее не устраивает такая какая она есть. (Если быть точным:  это она сама так придумала, что она неправильная и должна стать иной.)К сожалению, многие подростки не довольны собой, они не принимают себя такими какие есть. Создают себе идеальный образ которому хотят соответствовать.  Каким хотят стать, но не получается, и это вечное недовольство нынешним положением. И тут , - Белла!, страдает тем же. Она страстно хочет стать другой.
Я думаю, если б она влюбилась в джейка (?) и хотела стать здоровой вшивой псиной- зрители сказали б 'фи''. Поэтому я и говорю - невротичный Идеальный образ: все хотят быть бессмертным, невероятно сильным, с многовековой мудростью в глазах вампиром, но никто не хочет быть собакой. Собака - ну, это ниже того что Я достоин. Я должен быть могуууущественным над миром и временем. Да, вот такой вот я. :-) Невроз, короче у наших подростков. Массовый, но не коллективный. (Коллективный - это православие.)
Вообще, у Митты в ''Кино между раем и адом,, все эти схемы описаны.
И на этом , кстати, стоит Голливуд!

0

3

Voden написал(а):

Сангвиник - только что ушедшим в запас по контузии контрактником  из “горячих точек” с пистолетом в кармане. Флегматик - главой организованной преступной группировки, ожидающим встречи с главным врагом …

И в каких же дешёвых сюжетах люди высматривают подобных персонажей?

В целом статья любопытная. Натолкнула на одну интересную мысль.
Один из моих персонажей вызывает у читателей раздражение своей излишней самоуверенностью.
А ведь показное геройство может оказаться всего лишь "защитной маской", за которой скрывается очень неуверенный в себе человек.

0

4

В статье говорится про «точную науку», но потом упомянается вера Фрейду и то, как «он всё знал». Вот тут надо быть осторожнее.

Фрейда (Юнга тоже) проходят как философа. В научном же контексте он упоминается, как основатель, чьи идеи были либо опровергнуты, либо признаны недоказуемыми (ненаучными). Товарищ поднял хайп, поговорку вдохновил, обратил внимание на важность глубокого изучения психики, но его собственные умозаключения не прошли научной проверки.

Однако породили стереотипы. Те в свою очередь превратились в так себе клише. В драматургии это часто выглядит так:
Персонаж творит жесть, а как приходит время раскрыть его причины и мотивы… ‘мамка моя была плахая’. Это конечно по Фрейду, однако для читателя является дешёвой отмашкой. Весь внутренний мир, индивидуальные особенности, влияния людей и явлений (сюжета), переживаний - всё, что делает персонажа персонажем… всё сваливается на одну личность, которой даже в кадре может и не быть. Очень трудно сопереживать такому персонажу.
Из-за творчества по Фрейду может получится не персонаж, а картон. Надо быть начеку.

Отредактировано MarsieRed (14.04.2025 18:06:22)

0


Вы здесь » Форум начинающих писателей » Советы и заметки » Драматургия и психология. Комплексы, фобии, психотравмы